Русский пират
Рассказы

Русские Пираты на Балтике во времена Ивана Грозного

Русский пират капитан Роде. Недавно праздновали трехсотлетие Русского флота, и в памяти сразу вставали – ботик Петра Первого, строительство кораблей под Воронежем и взятие Азова…

Понятно, когда с именем Петра Великого связывают учреждение орденов в России или основание Петербурга. Но морские суда, в том числе и военные, в нашей стране строились издавна, хотя надо признать, что к XVI веку мы уже отставали в этом от Европы

Русский пират

Морскими разбойниками испокон века считались западные славяне, жившие у южных берегов Балтики. Они были рыбаками, торговцами и конечно же пиратами. Пиратство начиналось там, где торговля давала меньшую прибыль, чем грабеж.

А так как к XII веку славянские пираты стали грозой основного торгового бассейна Европы – Балтийского моря, то европейские государи принялись ожесточенно их преследовать. И что характерно, часто из-за этого страдали новгородские купцы. Датчанам было все равно, кто из славян добропорядочные торговцы, а кто просто грабители. В 1157 году в Дании были арестованы все новгородские купцы, а их корабли и товары конфисковали.

Вряд ли можно считать просто пиратским набег на столицу Швеции Сигтуну в 1187 году.

Добраться до столицы было нелегко, потому что город находился внутри страны и от моря к нему вел канал. Сигтуна была разорена и ограблена. Не имея флота, причем военного, сделать это невозможно.

Русский Пират

Взаимные набеги продолжались с удивительным постоянством, что мешало оживленной торговле. В 1188 году новгородцы решили повторить набег, но к их появлению были готовы, и потому они потерпели поражение как в самой Швеции, так и на острове Готланд.

XIII век стал для Новгорода несчастливым. И не только потому, что Ливонский орден укрепил Ригу и Ревель, фактически отрезав Новгород от моря и заставив его искать обходные пути через северные берега русских княжеств, покоренных монголами. Новгород был посредником. Через него товары с запада поступали в русские города, а продукты, изготовленные на Руси, уходили на запад. С тех пор Новгород так и не поднялся. А так как государства западных славян были покорены немецким орденом, то Балтийское море было потеряно для Руси окончательно.

Правда, походы русских морских судов в Ледовитый океан продолжались. В Средние века новгородские корабли достигали островов Колтуев и Вайгач, доходили до Новой Земли и Шпицбергена, который в русских летописях именовался Грумантом. По крайней мере в нескольких немецких и датских источниках говорится об этом открытии. А современные археологи открыли на Шпицбергене следы русских зимовок.

Русский Пират

Но если на Белом море еще сохранялись традиции мореплавания и в море выходили широкие двухмачтовые ладьи поморов, то в самом Новгороде ничего подобного уже не было. И когда Иван Грозный захватил небольшой порт Нарву в надежде укрепиться на Балтике, в самой Нарве и на Балтике русских кораблей не было. Все корабли принадлежали местным и европейским купцам.

 

Россия рвалась к Балтике, потому что иного пути для торговли с Европой, для сближения с западными странами у нее не было. Весь юг страны, Украина и все подходы к Черному морю жестко контролировались Турцией и Крымским ханством. Белое море выводило в Ледовитый океан, во льды. Поддерживать связи с западным миром, отправляя корабли через льды и вокруг Скандинавии, было слишком накладно. Ведь ладьи и боты поморов были хороши для небольших партий товара, а настоящих кораблей у России не было, и они не появятся еще двести лет. Так что Ивану Грозному хотелось захватить крупный порт на Балтике и открыть его для немецких и датских кораблей, чтобы таким образом стать членом балтийского торгового сообщества.

Но Нарва была слишком мала и не очень удобно расположена. Тогда Иван Грозный решил овладеть Ревелем. Ревель после распада немецкого Ливонского ордена попал в руки шведов и стал не только торговым портом, но и базой шведских каперов – то есть государственных пиратов, которые охотились за торговыми судами враждебных Швеции стран, захватывали их и приводили с грузами в свои воды. Особенно тяжело приходилось судоходству в Нарве. Корабли, шедшие туда, часто подвергались нападениям шведов и их союзников – поляков. Плохо приходилось и судам нарвских купцов – немцев, шведов и эстонцев, теперь ставших подданными русского царя.

Иван Грозный полагал, что если он сможет присоединить к России большой порт Ревель с его складами, судостроительными верфями и множеством торговцев, Россия сделает шаг на пути к статусу морской державы. Тогда и флот появится, и свои купцы.

Русский Пират

Иван Грозный предложил Ревелю статус «вольного города», обещал не вмешиваться в его внутренние дела, но магистрат отказался подчиниться сумасбродному русскому царю. Тогда Иван Грозный двинул против Ревеля громадную по тем временам армию в двадцать пять тысяч человек и осадил город. В составе русской армии был и эзельский отряд. Остров Эзель, подвластный Дании и временно России, был основным союзником Грозного.

Семь месяцев длилась осада Ревеля. Взять его не удавалось, потому что русская армия была допотопно вооружена и организована. Она была хороша против Казани или иных восточных соседей, но могучие стены Ревеля оказались ей не по зубам. Опытные инженеры, возглавившие оборону, и постоянная помощь с моря, поскольку России не удалось блокировать Ревель со стороны Балтики, привели к срыву осады. Пришлось русской армии отступить. Это был конец смелых начинаний Ивана Грозного. То, что впоследствии сделает Петр, Ивану было не под силу, потому что он в силу своего характера и разумения не понимал, что, прежде чем двигаться к Балтике, следует реформировать русскую армию и создать свой флот.

Иван Грозный не любил опускать руки. Его ум продолжал искать выход. Если в руках осталась Нарва, а ее торговлю подрывают польские и шведские пираты, надо найти на них управу.

И тогда кто-то посоветовал Ивану Грозному нанять себе толкового капера, то есть пирата на жалованье. По тем временам это было обычным явлением. Предприимчивый бандит всегда мог найти, кому служить, топя и захватывая суда конкурентов. За это он получал документы, спасающие его от виселицы – ведь ты не пират какой-нибудь, а служивый человек датского короля…

Именно с этим решением русского царя и связано загадочное заявление властей вольного ганзейского города Данцига, лежавшего на польских землях: «Мы призываем все германские города предотвратить господство московитов на море, пока это зло не успело еще пустить слишком глубоких корней».

Ведь не было московитов на море, не могли они там господствовать!

море

Тайна раскрывалась просто.

По совету своего друга и формального вассала герцога Магнуса, владетеля острова Эзель, Иван Грозный отыскал нужного человека. Им оказался датчанин Карстен Роде, очевидно, уже известный пират или капер. Русский царь выдал Роде каперский патент, который и сегодня хранится в копенгагенском государственном архиве. В нем царь поручил капитану Роде защищать интересы русского мореходства от поляков, которые «разбойным обычаем суда разбивают, товары грабят и из многих земель в наше государство дорогу торговым людям затворяют». Там же Роде назывался слугой русского царя.

Со своей стороны, капер Роде обязался отдавать русскому царю каждое третье захваченное судно и десять процентов от проданного груза.

Разумеется, далеко не во всяком порту или при встрече с иными кораблями такой документ мог помочь пирату. Нов Балтийском море встречались и нейтральные корабли, например английские, которые права капера признавали. А что касается Дании, союзницы России, то в ее портах капер мог укрываться, торговать награбленным и ремонтироваться.

Карстен Роде получил звание царевого атамана, а сам он, побезобразничав всласть, стал именовать себя русским адмиралом.

Первое свое судно – пинку – капер приобрел в 1570 году. На острове Эзель он набрал команду из тридцати пяти человек и разместил вдоль бортов двадцать одну небольшую пушку.

Все это было сделано, судя по всему, на русские деньги.

К тому же, чтобы стать настоящим страшным пиратом, Роде приспособил к своей пинке два выдвижных тарана – бревна, обшитые железными листами.

 

Первая добыча Роде оказалась невелика – судно с грузом селедки. Его привели в Данию, сняли часть пушек с пинки, перевели на него половину команды. Так у Роде образовалась небольшая эскадра. В последующие недели Роде захватил еще два судна, самое большое из них сделал своим флагманом, груз продал в Копенгагене и там же набрал команду на другие корабли эскадры. По правилам он должен был бы отвезти добычу в Нарву и сдать там десятину, но до Нарвы далеко и опасно.

Русский Пират

Видно, пирату удалось убедить посла России в Копенгагене, что ему безопаснее оставаться в западной части моря.

С наступлением лета Роде со своим флотом перешел к Данцигу и захватил там целый караван польских торговых судов. Вот тогда-то Данциг и обратился к прочим прибрежным странам с требованием изгнать московитов с Балтики. Речь шла не о русских кораблях, а о наемниках.

Польский король выделил значительные средства для борьбы с русским судоходством у Нарвы, а Данциг снарядил целый военный флот, чтобы избавиться от Роде.

Началась эпоха каперских войн. И в результате данцигская эскадра напала на английский караван. Англичане оказались сильнее. Они не только разбили поляков, но и захватили их корабли и привели суда не куда-нибудь, а в русскую Нарву, куда сами направлялись. Там пиратов судили и по крайней мере семьдесят человек повесили, не поглядев на патенты.

Тут уж и Швеция, и Польша всерьез взялись за русского капера. Его гоняли по всему Балтийскому морю, как борзые оленя. Он скрывался в Копенгагене, на острове Борнхольм, на Эзеле. Спасаться от шведского и данцигского гнева ему помогало лишь то, что война продолжалась и в ней датчане были союзниками России.

И тут осенью 1570 года было заключено перемирие между Польшей и Россией. И Роде был арестован, потому что некому стало его защищать, а до Нарвы он доплыть не успел.

В роли арбитра этой истории выступил датский король Фридрих II. Он написал личное письмо Ивану Грозному, в котором сообщил, что Роде был плохой мальчик и обижал не только поляков и шведов, но нападал и на хороших датчан, о чем раньше датчане не догадывались.

Грозный

Иван Грозный счел разумным не защищать своего капера. Ведь все равно никто его, русского царя, и слушать не пожелает. А так ему предлагают некий компромисс – спаси лицо, государь, отрекись от плохого Роде, и мы останемся друзьями.

Как всякий тиран, Иван Грозный всегда оседал на задние лапы, сталкиваясь с сильным противником. На этот раз он быстренько ответил Фридриху, что и не подозревал о том, что Роде себя так плохо ведет. А как узнал, то согласен на любое наказание для этого мерзавца.

Получив ответ Ивана, датчане посадили Роде в тюрьму, а его корабли быстренько конфисковали. Команды передали шведам, чтобы те расправились с матросами, а сам Роде так и остался в датской тюрьме, потому что после конфискации оказался нищ и бос и выкупить себя был не в состоянии. Хотя официально в государственной грамоте Ивана Грозного признавалось, что Роде за одну навигацию захватил двадцать два вражеских судна, стоимость которых вместе с грузом превышала полмиллиона талеров.

Конечно, теперь легче всего винить Роде, как это в свое время сделали государи балтийских стран, к которым присоединился и Иван Грозный. Но пират добра не нажил и, видно, такого предательства не ждал.

После поражения под Ревелем Иван Грозный стал терять интерес к Балтийскому морю и больше каперов не нанимал.

 

КОРСАРЫ БАЛТИКИ. Отрывок из книги. В оригинале: Булычев Кир. Тайны Руси. Материалы  размещены для ознакомления, все права принадлежат их автору

читайте так же:

Правда о Афанасии Никитине

Непокорный князь.

Куда приезжал Юрий Долгорукий в 1147 году?

Расшифровка клинописи

Разгадка иероглифов

ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ

ТАЙНА НЕФЕРТИТИ

КТО УБИЛ ПОСЛЕДНЕГО МАМОНТА?

Амазонки русских степей

ВЕЛЕСОВА КНИГА

САМЫЙ ПЕРВЫЙ ГОРОД.

 

 

Русский пират Русский пират

сайт гарматон

Русский пират Русский пират

сайт гарматон

Русский пират Русский пират

сайт гарматон

Русский пират Русский пират

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анекдоты

18.10.2021